Глеб Герасимович: «Страх уходит, когда влезаешь в проект по уши» | 2015-01-22 10:51:27


— Глеб, давайте вернемся в прошлое. Расскажите немного о себе: где жили, учились, на кого работали до «Игрики»?
— Я провинциал — из Солигорска. После окончания школы, как и многие другие молодые люди моего возраста, поехал покорять столичные вузы. Без особых сопротивлений покорился БГУИР. Его я закончил достаточно неплохо, однако главное достижение за период моей учебы состояло в понимании, что профессия инженера по радиоэлектронике мне не подходит.
 
На четвертом курсе начал искать приложение своих усилий и случайно наткнулся на анонс первого минского «СтартапУикенда». Посетил, посмотрел и меня затянуло… С тех пор, с начала 2010 года, плотно «сижу» на теме стартапов: сначала организовывал встречи предпринимателей в рамках клуба «Бизнес-старт», потом помогал некоторое время Оргкомитету минских «СтартапУикендов». И по итогу все это плавно перетекло к проекту создания экономической игры «Бизнес-тренажер Денежный поток», который позже вырос и оформился в компанию «Игрика». Параллельно я работал на предприятии оборонного сектора инженером. И я вижу, что подобный путь типичен для стартапера — многие совмещают основную работу и работу над собственным проектом. Сейчас весы склонились в сторону «Игрики» — все 25 часов дня уходят на её взращивание.
 
— С партнером (Константином Журавским, организатором «СтартапУикендов» — прим. ред.), насколько я понимаю, вы познакомились на «СтартапУикенде»?
— Да, я там презентовал свои идеи — не очень удачно, кстати. Потом Константин затащил меня на свой игровой тренинг «Денежный поток»… Это был реальный взрыв мозга: акции, ваучеры, фьючерсы, бизнесы, франшизы, денежные потоки, доходы, расходы… Неделю я ходил под впечатлением. А потом, как сейчас помню, увидел пост в Facebook о том, что Константин ищет партнера для выпуска настольной игры.
 
— Кому и как пришла в голову идея создать компанию? Одно дело издать одну игру, другое — создать целое направление...
— Тут мы исходили из бизнес-логики: выпустили «Бизнес-тренажер Денежный поток» и начали изучать спрос на реальном продукте в реальных полевых условиях. По сути его выпуск был маркетинговым исследованием — мы решили, что если все пройдет успешно, будет спрос, мы будем двигаться дальше, учреждать компанию и выпускать новые продукты. С выпуском самого тренажера у нас затянулось — мы попали на разгар финансового кризиса, инвестиции привлечь было практически нереально. В итоге, с опозданием на полгода, тренажер вышел, и в первые несколько месяцев мы поняли, что не зря — спрос был, люди покупали его, а некоторые даже становились тренерами. Проект окупился за полгода, и было принято решение — работаем дальше. Соответственно, встал вопрос о регистрации юридического лица. А это уже совсем другой уровень, ответственность и, конечно, возможности.
 
 src=
 
— Глеб, не страшно было брать на себя ответственность? Все-таки директор, учредитель? Многие робеют перед ответственностью…
— Слова не могут передать чувства. Было по-разному: и страшно, и грустно, и тяжело... Но надо себя преодолеть, а страх уходит, когда начинаешь действовать и влезаешь в проект по уши. Ведь назад пути уже нет — деньги взяты у инвестора и вложены в продукт, надо работать, куда тут денешься.
 
Вообще, я чаще ожидаю плохих новостей, а не хороших. Тогда первые легче принимаются, а ко вторым готовится-то и не надо. И заметил за собой, что меня «распирает», когда что-то хорошо получается: выгодная сделка, перспективное партнерство или просто позитивный отзыв клиента. Аж мурашки по коже... Ради этого чувства можно и нужно преодолевать трудности.
 
— Насколько я понял, вы развиваетесь за счет увеличения ассортимента. Какие планы на ближайшее будущее у компании?
— Недавно мы посчитали: с момента старта проекта весной 2011 года мы создавали по одному новому продукту каждые два месяца. И это был запрос рынка, которому мы не могли отказать. Хотели люди быть тренерами — мы создали «Школу мастеров Денежного потока», хотели обучать детей бизнесу и предпринимательству — разработали программу «Юный инвестор», хотели упрощенную версию «Денежного потока» — мы создали FLIXA. Кстати, идея игрового механизма для FLIXA вышла из концепции телеигры, а окончательно оформилась, когда мы с Константином поехали на рыбалку. Природа помогает поиску новых идей — все стратегические сессии по бизнесу мы стараемся проводить именно за городом.
 
В наших планах — выпуск минимум двух настольных игр до конца этого года. Также мы начали подготовку к масштабной конференции. Но что-то ведь может появиться и вне плана.
 
— Вы уже вышли на рынки ближнего зарубежья? Как там восприняли линейку настольных экономических игр?
— Пока не могу похвастаться масштабным выходом на рынки соседних стран. Но небольшими партиями отправляем игры в Россию и Украину. Безусловно, в наших плана есть выход на другие рынки — СНГ и, что тут лукавить, Европы. Мы сейчас наращиваем мышцы тут, на родном рынке. Когда окрепнем, двинемся дальше…
 
По линейке игр... Интересно наблюдать, как воспринимают FLIXA люди, которые играли в «Бизнес-тренажер Денежный поток». Для них это легкая тренировка. Это неудивительно, ведь тренажер намного более сложный финансовый симулятор. И наоборот — люди, которые никогда не играли в «Бизнес-тренажер Денежный поток» и пробуют FLIXA, говорят — давайте нам еще что-то, где будет больше обучения, финансовых терминов и другой всячины. В общем, у нас продукты «дружат» и «помогают» друг другу.
 
— Давайте поговорим о продвижении. Какие маркетинговые приемы вы применяли для выхода на рынок?
— У нас очень хорошо работает кросс-маркетинг. Схема, когда сначала человек заинтересовывается одним продуктом, а позже уже другими, работает на 100 процентов. Я даже могу сказать, что наша продуктовая линейка позволяет сопроводить клиента от тренировки на базе бизнес-игр до реальных знаний в области инвестирования или управления личными финансами. Мы очень хотим сформировать вокруг себя сообщество людей с общими интересами, «передружить» их. Уже сейчас видим результат — некоторые наши клиенты, поиграв в бизнес-игры, начинают собственный реальный бизнес, получают инвестиции. 
 
Продвижение продуктов компании на рынок у нас в основном происходит с помощью малобюджетных инструментов PR: акции, презентации, рассылки, участие в мероприятиях, пробуем «включить» сарафанное радио. Однако сейчас начинаем понимать, что пора добавлять рекламу. А это гораздо более затратная вещь. И здесь мы подходим очень взвешенно — одно дело расходовать бюджет крупной компании, другое — деньги собственной компании. Честно говоря, такое чувство, как будто платить приходится из своего кармана.
 
 src=
 
— На сегодняшний день вы занимаетесь только «Игрикой» либо же еще есть какие-то направления?
— Пока основное время забирает «Игрика». Не хочу распыляться, стараюсь держать фокус. Несмотря на это, я являюсь членом совета Общественного объединения «Общество содействия инновационному бизнесу»  — это общественная деятельность, в рамках которой я и мои партнеры ведем работу над различными программами грантовой поддержки от Евросоюза, США и других стран.
 
— Бизнес занимает у вас все время, либо же есть какие-то четкие границы между работой и отдыхом? 
— Разграничение конечно есть: открыл утром глаза — работаешь, закрыл вечером — отдыхаешь! Некоторые близкие люди уже негодуют — вроде и не работаю уже, а мысли-то в другом месте. Что с этим поделать, пока не знаю.
 
— И последний вопрос: вы заработали свой первый миллион долларов. Как вы им распорядитесь?
— Первое, что сделаю — отправлю своих родителей в кругосветное путешествие на круизном лайнере. А дальше, думаю, появятся новые проекты.
Дмитрий Климович

Поделитесь, возможно, вашим друзьям будет интересно: