— Глеб, давайте вернемся в прошлое. Расскажите немного о себе: где жили, учились, на кого работали до «Игрики»?
— Я провинциал — из Солигорска. После окончания школы, как и многие
другие молодые люди моего возраста, поехал покорять столичные вузы. Без
особых сопротивлений покорился БГУИР. Его я закончил достаточно неплохо,
однако главное достижение за период моей учебы состояло в понимании,
что профессия инженера по радиоэлектронике мне не подходит.
На четвертом курсе начал искать приложение своих усилий и случайно
наткнулся на анонс первого минского «СтартапУикенда». Посетил, посмотрел
и меня затянуло… С тех пор, с начала 2010 года, плотно «сижу» на теме
стартапов: сначала организовывал встречи предпринимателей в рамках клуба
«Бизнес-старт», потом помогал некоторое время Оргкомитету минских
«СтартапУикендов». И по итогу все это плавно перетекло к проекту
создания экономической игры «Бизнес-тренажер Денежный поток», который
позже вырос и оформился в компанию «Игрика». Параллельно я работал на
предприятии оборонного сектора инженером. И я вижу, что подобный путь
типичен для стартапера — многие совмещают основную работу и работу над
собственным проектом. Сейчас весы склонились в сторону «Игрики» — все 25
часов дня уходят на её взращивание.
— С партнером (Константином Журавским, организатором
«СтартапУикендов» — прим. ред.), насколько я понимаю, вы познакомились
на «СтартапУикенде»?
— Да, я там презентовал свои идеи — не очень удачно, кстати. Потом
Константин затащил меня на свой игровой тренинг «Денежный поток»… Это
был реальный взрыв мозга: акции, ваучеры, фьючерсы, бизнесы, франшизы,
денежные потоки, доходы, расходы… Неделю я ходил под впечатлением. А
потом, как сейчас помню, увидел пост в Facebook о том, что Константин
ищет партнера для выпуска настольной игры.
— Кому и как пришла в голову идея создать компанию? Одно дело издать одну игру, другое — создать целое направление...
— Тут мы исходили из бизнес-логики: выпустили «Бизнес-тренажер Денежный
поток» и начали изучать спрос на реальном продукте в реальных полевых
условиях. По сути его выпуск был маркетинговым исследованием — мы
решили, что если все пройдет успешно, будет спрос, мы будем двигаться
дальше, учреждать компанию и выпускать новые продукты. С выпуском самого
тренажера у нас затянулось — мы попали на разгар финансового кризиса,
инвестиции привлечь было практически нереально. В итоге, с опозданием на
полгода, тренажер вышел, и в первые несколько месяцев мы поняли, что не
зря — спрос был, люди покупали его, а некоторые даже становились
тренерами. Проект окупился за полгода, и было принято решение — работаем
дальше. Соответственно, встал вопрос о регистрации юридического лица. А
это уже совсем другой уровень, ответственность и, конечно, возможности.
— Глеб, не страшно было брать на себя ответственность? Все-таки директор, учредитель? Многие робеют перед ответственностью…
— Слова не могут передать чувства. Было по-разному: и страшно, и
грустно, и тяжело... Но надо себя преодолеть, а страх уходит, когда
начинаешь действовать и влезаешь в проект по уши. Ведь назад пути уже
нет — деньги взяты у инвестора и вложены в продукт, надо работать, куда
тут денешься.
Вообще, я чаще ожидаю плохих новостей, а не хороших. Тогда первые легче
принимаются, а ко вторым готовится-то и не надо. И заметил за собой,
что меня «распирает», когда что-то хорошо получается: выгодная сделка,
перспективное партнерство или просто позитивный отзыв клиента. Аж
мурашки по коже... Ради этого чувства можно и нужно преодолевать
трудности.
— Насколько я понял, вы развиваетесь за счет увеличения ассортимента. Какие планы на ближайшее будущее у компании?
— Недавно мы посчитали: с момента старта проекта весной 2011 года мы
создавали по одному новому продукту каждые два месяца. И это был запрос
рынка, которому мы не могли отказать. Хотели люди быть тренерами — мы
создали «Школу мастеров Денежного потока», хотели обучать детей бизнесу и
предпринимательству — разработали программу «Юный инвестор», хотели
упрощенную версию «Денежного потока» — мы создали FLIXA. Кстати, идея
игрового механизма для FLIXA вышла из концепции телеигры, а окончательно
оформилась, когда мы с Константином поехали на рыбалку. Природа
помогает поиску новых идей — все стратегические сессии по бизнесу мы
стараемся проводить именно за городом.
В наших планах — выпуск минимум двух настольных игр до конца этого
года. Также мы начали подготовку к масштабной конференции. Но что-то
ведь может появиться и вне плана.
— Вы уже вышли на рынки ближнего зарубежья? Как там восприняли линейку настольных экономических игр?
— Пока не могу похвастаться масштабным выходом на рынки соседних стран.
Но небольшими партиями отправляем игры в Россию и Украину. Безусловно, в
наших плана есть выход на другие рынки — СНГ и, что тут лукавить,
Европы. Мы сейчас наращиваем мышцы тут, на родном рынке. Когда окрепнем,
двинемся дальше…
По линейке игр... Интересно наблюдать, как воспринимают FLIXA люди,
которые играли в «Бизнес-тренажер Денежный поток». Для них это легкая
тренировка. Это неудивительно, ведь тренажер намного более сложный
финансовый симулятор. И наоборот — люди, которые никогда не играли в
«Бизнес-тренажер Денежный поток» и пробуют FLIXA, говорят — давайте нам
еще что-то, где будет больше обучения, финансовых терминов и другой
всячины. В общем, у нас продукты «дружат» и «помогают» друг другу.
— Давайте поговорим о продвижении. Какие маркетинговые приемы вы применяли для выхода на рынок?
— У нас очень хорошо работает кросс-маркетинг. Схема, когда сначала
человек заинтересовывается одним продуктом, а позже уже другими,
работает на 100 процентов. Я даже могу сказать, что наша продуктовая
линейка позволяет сопроводить клиента от тренировки на базе бизнес-игр
до реальных знаний в области инвестирования или управления личными
финансами. Мы очень хотим сформировать вокруг себя сообщество людей с
общими интересами, «передружить» их. Уже сейчас видим результат —
некоторые наши клиенты, поиграв в бизнес-игры, начинают собственный
реальный бизнес, получают инвестиции.
Продвижение продуктов компании на рынок у нас в основном происходит с
помощью малобюджетных инструментов PR: акции, презентации, рассылки,
участие в мероприятиях, пробуем «включить» сарафанное радио. Однако
сейчас начинаем понимать, что пора добавлять рекламу. А это гораздо
более затратная вещь. И здесь мы подходим очень взвешенно — одно дело
расходовать бюджет крупной компании, другое — деньги собственной
компании. Честно говоря, такое чувство, как будто платить приходится из
своего кармана.
— На сегодняшний день вы занимаетесь только «Игрикой» либо же еще есть какие-то направления?
— Пока основное время забирает «Игрика». Не хочу распыляться, стараюсь
держать фокус. Несмотря на это, я являюсь членом совета Общественного
объединения «Общество содействия инновационному бизнесу» — это
общественная деятельность, в рамках которой я и мои партнеры ведем
работу над различными программами грантовой поддержки от Евросоюза, США и
других стран.
— Бизнес занимает у вас все время, либо же есть какие-то четкие границы между работой и отдыхом?
— Разграничение конечно есть: открыл утром глаза — работаешь, закрыл
вечером — отдыхаешь! Некоторые близкие люди уже негодуют — вроде и не
работаю уже, а мысли-то в другом месте. Что с этим поделать, пока не
знаю.
— И последний вопрос: вы заработали свой первый миллион долларов. Как вы им распорядитесь?
— Первое, что сделаю — отправлю своих родителей в кругосветное
путешествие на круизном лайнере. А дальше, думаю, появятся новые
проекты.
Дмитрий Климович
Поделитесь, возможно, вашим друзьям будет интересно: