Российско-украинская торговая война: зачем это России и какие лазейки для Беларуси. | 2016-01-13 03:34:46

С начала 2016-го года взаимная торговля между странами ЕС и Украиной упрощается. Зато торговые отношения Украины с Россией под серьезным ударом, а с другими странами ЕАЭС – под вопросом. Как это отразится на Беларуси?

Большие перемены в региональной торговле. Что творит Россия и зачем

С 1 января Украина и Евросоюз запустили зону свободной торговли. Одновременно Россия прекратила действие Соглашение о зоне свободной торговли СНГ в отношении Украины, тем самым увеличив ставки ввозных пошлин на самые разные украинские промышленные товары. А ввоз украинской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с начала нового года Россией и вовсе запрещён. Другие страны-члены ЕАЭС, в том числе Беларусь, такие решения России не поддержали.

С начала 2016-го года украинские товары, следующие в страны Южного Кавказа, Средней Азии и Китай, не проходят украинско-российскую границу и возвращаются назад.  Согласно указу Путина, транзитные перевозки грузов с территории Украины в Казахстан через Россию с 1 января должны осуществляться только через Беларусь. Украина создала Оперативный штаб по ситуации с блокированием поставок украинских товаров в третьи страны и собирается уведомить Всемирную торговую организацию о действиях России.

Зачем Россия переправляет транзит украинских товаров через Беларусь?

Кремль ставит своей задачей нанести как можно больший экономический ущерб Киеву в ответ на вступление в силу Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС и, в целом, за переориентирование Украины на Запад. Запрет на транзит через Россию и перенаправление грузов через Беларусь увеличивает транспортный рукав для украинских компаний более чем на 1000 км. Транспортные издержки особенно велики для предприятий Восточной Украины. По крайней мере в ближайшее время, до налаживания альтернативных транзитных путей, их логистические расходы на доставку товаров в Казахстан и страны Центральной Азии намного увеличатся. А ведь этот регион вместе с Китаем – второй после России рынок сбыта готовой пищевой продукции из Украины.

То есть, Россия не только закрыла свой рынок для украинских продуктов, но и сильно усложняет выход на другие важные рынки сбыта. Перемены в условиях транзита, среди прочего, ставят под сомнение выполнение казахстанско-украинского плана по увеличению товарооборота на 2015-2016 годы, о которых деловые и политические элиты стран договорились на совместном бизнес-форуме в ушедшем октябре. Учитывая ещё и все возможные торговые ограничения (более высокие пошлины, квоты, тарифные лимиты), которые Россия вводит в отношении украинской промышленной продукции, – это мощный удар по украинской экономике.

Этим решением Россия также демонстративно показала, кто главный в ЕАЭС. Логика Кремля следующая. Беларусь и Казахстан не имеют опасений по увеличению экспорта товаров из ЕС через Украину и не поддерживают Москву в прекращении действия Соглашения о зоне свободной торговли СНГ? Что ж, тогда пусть они берут на себя долю ответственности в сфере контроля за товарными потоками из Украины. Беларусь товары принимает, пломбирует на своей территории под контролем российских специалистов, а далее Россия удостоверяется, что грузы следуют прямиком в Казахстан без отклонения от маршрута.

Таким образом, и Беларусь и Казахстан ограничили поле действия украинских перевозчиков всего несколькими пунктами пропуска. Отдельное постановление правительства России определяет конкретные трассы и железнодорожные переходы на белорусско-российской границе, на которых получаются талоны, чтобы впоследствии сдать их в строго очерченных пунктах вблизи российско-казахстанских рубежей. В случае Беларуси это единственный автомобильный контрольный пункт на трассе М-1 и железнодорожный пункт контроля на станции Смоленск-Сортировочный.

 src=
Синие значки - разрешённые автомобильные контрольные пункты, красные - железнодорожные переходы.

Как Россия будет прикрывать лазейки?

Ситуация с торговыми отношениями в Восточной Европе порождает идентичную проблемную ситуацию, которая возникла после введения Россией ответного эмбарго на ввоз сельскохозяйственных продуктов из западных стран.

Основных теоретически возможных серых схем три. Первая, украинские товары по документам могут следовать в Казахстан, но по факту выгружаться и реализоваться в России. Второе, они могут направляться якобы для реализации в Беларуси с последующей контрабандой на территорию России. Третье, украинские товары, следующие в Россию, могут выдавать за белорусские товары, чтобы обойти эмбарго или уплату увеличенных таможенных пошлин.

На первый взгляд, контроль Россией товарных потоков в рамках украинского кейса представляется еще более сложной задачей, чем в случае эмбарго западных продуктов.

Во-первых, у некоторых украинских производителей создание обходных схем может получиться лучше и быстрей, чем ранее у западных компаний. Для польского или немецкого бизнеса реализация серого механизма поставки в России запрещенных товаров – задача более хлопотная, чем для постсоветских компаний с налаженными деловыми и личными связями и лучшим пониманием работы местных органов власти.

Во-вторых, в связи с односторонней отменой действия Соглашения о зоне свободной торговли СНГ, появляется экономический стимул поставок в Россию по серым схемам не только украинского продовольствия, но и большой линейки промышленных товаров. Товарные категории и их объёмы в данном случае превышают кейс с запрещёнными в России западными продуктами. Производитель и конечный потребитель желают сэкономить, а для предприимчивых посредников открывается прекрасная возможность заработать.

Зато по результатам санкционного противостояния с Западом, которое длится уже более года, российская сторона накопила значительный опыт решения подобных проблем. Она четко понимает, какие меры необходимы, чтобы по максимуму обеспечить выполнение ограничительных мер в отношении украинской продукции.

Во-первых, нужно временно усилить таможенный контроль на внутренних границах ЕАЭС, в виде установления контрольных пунктов и создания мобильных таможенных групп. Российское правительство постановило, что таможенный транзит украинских товаров через Беларусь в Россию должен идти лишь по двум пунктам пропуска, из России в Казахстан – по трем. Однако Беларусь и Россию, Россию и Казахстан соединяют десятки дорог, через которые можно обходить обозначенные пропускные пункты. Контролировать это будут российские мобильные группы таможенного контроля на автодорогах вблизи границы с Беларусью и Казахстаном, о создании которые ещё в декабре сообщил глава Федеральной таможенной службы России Андрей Бельянинов. Если такой контроль на внутренних границах таможенного союза будет массовый и долгосрочный, это во многом дискредитирует идею Евразийского экономического союза.

Пока в вопросе следования украинских товаров в Казахстан непосредственно через российскую территорию Россия не сделала исключения даже для импортёров или перевозчиков с добросовестным статусом. Они подвергаются обязательному сопровождению, также запрашиваются сведения из контрактов казахстанских компаний с украинскими контрагентами.

Во-вторых, применение электронной системы отслеживания грузов внутри общего пространства. В рамках последнего саммита ЕАЭС договорились про полный переход на электронное декларирование товаров, перемещаемых в рамках ЕАЭС, в течение первого полугодия 2016-го года. Указ Путина о транзите украинских товаров из Беларуси в Казахстан оговаривает применение средств идентификации (в том числе ГЛОНАСС – российской версии системы GPS), а также использование водителями учётных талонов.

В-третьих, более жёсткие санкции в отношении перевозчиков, которые нарушают правила. При проблеме со средствами слежения и талонами учёта, в лучшем случае товар будет завёрнут обратно за тысячи километров. Талон выдается на белорусско-российском рубеже и должен быть возвращён на российско-казахстанской границе. В случае неправильного применения средств идентификации, компании понесут большие финансовые издержки.

А если не получится?

Обеспечить более-менее эффективную систему для Кремля – дело принципа. Если Россия закрывает глаза на подобный транзит и реэкспорт, теряется весь смысл принятых запретительных решений в отношении украинской и западной продукции. Если же российские власти вовремя не среагируют на находчивость создателей серых схем, использующих транзит через Беларусь, то вполне возможны запреты на ввоз белорусской продукции, которые уже практиковались в августе 2015-го года.

Свобода перемещения товаров в рамках ЕАЭС (так же как и в ЕС) не имеет абсолютного характера и может временно ограничиваться государством, если имеется угроза общественному здоровью или окружающей среде. Именно это положение использовала российская сторона в августе 2015-го года, ссылаясь на якобы найденный санитарными службами геном вируса АЧС в продукции ряда белорусских комбинатов, что может угрожать общественному здоровью.

В итоге Россия ввела временный запрет на импорт продукции многих белорусских предприятий, а не конкретных, по которым были выявлены проблемы. Это обстоятельство указало, что реальной причиной массового запрета было недовольство Россией продолжающимся реэкспортом запрещённых западных продуктов через Беларусь в довольно больших объёмах. Запрещая транзит и импорт различных категорий товаров из Беларуси, Москва дала Минску сигнал скорей разбираться с проблемой серых схем своими силами.

Украина принимает вызов. Что с Шелковым путём?

В связи с экономической политикой России, с 15 января Украина начинает тестировать новый транзитный маршрут в Китай через Грузию, Азербайджан и Казахстан. Официальный пресс-релиз украинского ведомства носит красноречивое название «Министерство инфраструктуры предлагает перевозчикам воспользоваться транзитным маршрутом в обход РФ». Он включает паромные переправы Чёрного и Каспийских морей (Ильичевск – Батуми и Аляу-Актау-Порт).

Украинский премьер Арсений Яценюк уже переговорил о проблемах транзита украинских товаров через Россию с главами правительств Казахстана и Азербайджана. Несомненно, за фразами о договорённостях об «оптимальном и эффективном транзите» кроются попытки оперативно условиться о построении торгового направления, которое стало бы достойным конкурентом традиционного сухопутного маршрута и одной из ветвей Нового Шёлкового пути, который реализует Китай. В рамках такой идеи Украине нужно также модернизировать Одесский порт, достроить дорогу Одесса – Рени (Румыния), развить транспортную инфраструктуру Закарапатья с качественными дорогами, ведущими к другим странам-соседям ЕС.

bel.biz


Поделитесь, возможно, вашим друзьям будет интересно: