Почему в Беларуси не летают лоукосты? | 2016-02-13 11:36:26

Лоукосты – бюджетные авиакомпании, которые продают билеты на самолёты по очень низким ценам. Перелететь из одной страны в другую можно за 30-40 евро, что порой удивляет нечастых пользователей бюджетных авиалиний. Такие низкие цены обусловлены определёнными неудобствами и отсутствием привычного обслуживания. Например, отсутствует питание на борту (можно приобрести за дополнительную плату), нет трансферта до аэропорта, перевозки багажа, зато во время перелёта есть очень много рекламы в салоне самолёта.

Кроме того, бюджетные авиакомпании экономят и за счёт сотрудничества с удалёнными аэропортами различных городов, из которых потом довольно проблематично добраться до нужного места.

Наиболее известные европейские лоукостеры: Ryanair, Wizz Air, Norwegian Air Shuttle, EasyJet, Pegasus Airlines. Латвийская авиакомпания AirBaltic по мнению некоторых пользователей также является лоукостером. Но это не совсем правильное мнение, так как данная компания скорее имеет гибридную модель. Здесь есть как очень дешёвые билеты, так и места в бизнес-классе, что отличает ее от классических лоукостеров.

Григорий Померанцев (бывший исполняющий обязанности начальника Национального агентства по туризму) прокомментировал вопросы, связанные с отсутствием в Беларуси бюджетных авиалиний и возможностью их внедрения.

«lowcost environment»

Сейчас вокруг нашей страны развивается и расширяется так называемая «lowcost environment». Постепенно открываются всё новые рейсы, увеличивается количество вылетов в день в близлежащих странах, особенно в Литве (Вильнюс, Каунас и Паланга).

Вопрос о том, придут ли когда-нибудь в Минск бюджетные авиакомпании, остаётся без ответа. Всё зависит от нас. Лоукосты приходят в ту или иную страну сами, либо по приглашению. Например, европейские аэропорты стремятся пригласить к себе как можно больше разнообразных авиакомпаний, так как это позволяет открывать новые возможности для роста и развития.

Принцип «открытого» и «закрытого» неба

Принцип открытого неба состоит в том, что любая авиакомпания на любом самолёте, с любым расписанием, ценовой категорией и частотой отправления и прибытия рейсов может в любой момент прилететь в аэропорт (заранее запросив разрешение на посадку). Этот принцип работает между большинством стран. Наши соседние государства работают в сфере авиаперевозок по этому принципу. Это Литва, Польша, Эстония, Украина. Также такой принцип действует между странами Европы и Грузией, Израилем и т.д.

В Беларуси же действует принцип «закрытого неба». Данный принцип ограничивает количество рейсов и перевозчиков. Например, если из одной страны в другую отправляются рейсы 3 раза в неделю, то и в обратном направлении должно летать столько же рейсов за такой же промежуток времени. Ограничение по количеству перевозчиков означает, что из каждой страны должно летать по одинаковому количеству авиакомпаний. То есть, если из Беларуси летает только «Белавиа», то и страны-партнёры должны присылать к нам постоянно самолёты исключительно одной и той же авиакомпании.

Принцип «открытого неба» хорош не всегда и не для всех. Например, Грузия, которая резко открыла своё воздушное пространство, потерпела определённые неприятности для национальной авиакомпании Georgian Airways. За счёт прихода лоукостеров появилась огромная конкуренция и сейчас национальная авиакомпания не в лучшем положении.

А вот для Литвы приход Ryanair в страну стал положительным и принёс приятные перемены. Национальная литовская авиакомпания AirBaltic приняла этот вызов и со временем полностью изменила модель бизнеса.

Лоукостеры по смешным ценам привлекли к Риге внимание иностранных туристов. С уверенностью можно сказать, что не будь туда дешёвых билетов – никто бы не полетел в Литву. Сами литовские жители также стали путешествовать самолётами в разные страны. В какой-то степени благодаря приходу Ryanair Литва вообще попала на карту Европы.

Нашей стране также стоит двигаться в таком направлении. Конечно, просто продавать билеты по высоким ценам с большой маржой выгодно и удобно. Уменьшается число клиентов, за счёт чего работать проще. Но так рассуждать на уровне страны неправильно. Ведь из-за отсутствия приезжих теряют деньги наши пустующие отели и гостиницы. Правильным будет пустить лоукосты в страну и научиться зарабатывать на большом объёме, а не на цене.

На сегодняшний день «Белавиа» стремится создать гибридную модель бизнеса, где потребители с разными доходами смогут выбрать предложение для себя. Также представители компании сообщили, что ведутся переговоры с одной из бюджетных авиакомпаний об организации перелётов через Минск.

Анастасия Кулеш

Поделитесь, возможно, вашим друзьям будет интересно: