Как изменится цена нефти в 2017 году? | 2016-12-27 10:00:31

Очередной раз страны OPEC с вновь присоединившимися участниками пытаются повысить цены на нефть, сократив добычу, правда, пока безуспешно. В течении 2016 года строились разные прогнозы на цену барреля, и весь год цена стремилась к нижнему пределу, оставаясь в пределах 36 долларов за баррель марки Брент. Все кто мог, предрекали, что цена будет еще ниже и повышения ждать не следует. Были скептики, кто пытался возражать, что сверхдешёвые цены не могут держаться долго и следует ожидать повышения, и они в итоге оказались правы. Добывать в прежних больших объемах при такой цене перестали, объемы сократили, цена поднялась.

Ценовые ограничения идут как снизу, так и сверху, компании, добывающие сланцевую нефть в США, достигнув комфортной цены, могут начать повышать уровень добычи и общий рост цен остановится. Значит, вполне возможны ожидания избыточной добычи «черного золота». Эксперты склонялись к мнению, что в ближайшем будущем цены не будут долго держаться в определенном фиксированном значении, возможен ценовой маятник, вот такой тренд и закрепится в мире, в зависимости от рыночных настроений. Маятник цен на несколько лет, таковы ожидания.

Все так и вышло. Цена барреля достигала в начале 2016 года нижнего предела в 26 долларов, к середине года Брент торговали уже по 50 долларов, котировки конца года показывают цену почти 55 долларов за баррель. Те, кто прогнозировал рост, в итоге оказались правы.

Компании добытчики сланцевой нефти проявили уникальную гибкость при столь низких ценах. Весь ноябрь и декабрь отмечается непрерывный рост числа буровых в США, при повысившейся цене нефти, до 50 долларов за баррель . За три квартала 2016 года добыча сокращалась лишь на 8%, в сложных пластах в пределах 300-350.000 баррелей в сутки. Цена марки Брент в промежутки снижения падал до 43 долларов. Прогнозы сыпались как из рога изобилия, что сланцевая промышленность вот-вот рухнет при такой пропорции цены и уровне добычи. Две самые крупные компании в самом деле снижали уровень добычи, «Eagle Ford» на 28%, и «Bakken» на 11%. Но более мелкие игроки показывали рост до 25%. Результаты 2016 года позволяют заявлять с полной уверенностью, Америка вполне может справиться с падением уровня добычи и даже увеличить ее, при цене в 50 долларов за баррель. Новая точка отсечения найдена.

Именно для подавления сланцевой нефти направлены усилия ОПЕК и соратников по снижению суточной добычи, но результаты безуспешны. Объявленные цифры снижения в пределах 1,2 миллиона баррелей не самый высокий показатель способный повлиять на цены, бывали попытки и побольше, как например в 2008 году, снижение добычи было на 4.3 миллиона баррелей. Уровень производства в дни объявления о сокращении составлял 34 миллиона в день, а это выше на 0.3 миллиона чем в третьем квартале, и больше на 1.5 миллиона чем в 2015 году. Тогда как запасы на складах бьют все рекорды, только в Америке более 2 миллиардов, не говоря уже об общемировых запасах добытой нефти. Так что сокращение добычи странами ОПЕК вряд ли повлияют на цены.

Опять - таки в странах ОПЕК нет единогласия. Крупнейшие игроки, такие как Саудовская Аравия, Иран и Ирак, взяли лишь минимальные квоты на уменьшение добычи. Ну что такое для Саудовской Аравии 0.5 миллиона баррелей? А Иран вообще после снятия санкций готов добывать без всяких обязательств по ограничению, что он и сделал. Остальные игроки и союзники ОПЕК получили обязательства в минимальных объемах, что почти не играет роли, плюс всем давно известно, дисциплина не самый сильный показатель среди стран ОПЕК. А например в Ираке снизить добычу вообще не представляется возможным, добывают нефть там трансконтинентальные корпорации и рычагов государственного давления у правительства на них нет. Как решать этот вопрос в ОПЕК не знают. Какие доводы могут убедить частников сократить добычу себе в убыток во имя интересов государств, к которым компании отношения не имеют? Только «Lukoil» имеет уже 6% от всей своей добытой нефти, именно в Ираке.

Вот если саудиты возьмут и сами покажут пример, сократив собственную добычу, тогда результат бы был совсем другой. И такое сокращение сильно отразилось бы на общей картине. Так, что дальше сотрясания воздуха не дойдет.

Синхронизированных действий от союзников ОПЕК также ждать не стоит. Никакие просьбы руководства картеля не принесли положительных откликов. С ноября идут попытки уговорить игроков не членов картеля снизить с началом 2017 года добычу на 900.000 баррелей, но лишь с огромным трудом достигли соглашения о снижении добычи до 550.000 и то, в щадящем режиме. Российская Федерация пообещала снижение добычи на 200.000 баррелей лишь к марту, а еще на сто тысяч к середине лета. Такие постепенные меры никак не повлияют на рынок. Остальные страны взяли такие минимальные ограничения, что не стоит даже учитывать их. Например, Мексика сократит добычу в пределах ста тысяч, разве это повлияет на рынок?

Какие выводы можно сделать? Синхронного эффекта от действий стран картеля ждать не стоит, слишком маленькие величины сокращения плюс распределение на всех участников, что в совокупности нивелирует весь эффект. Также нужно учесть колоссальные запасы уже добытой нефти и общие настроения среди американских производителей сланцевой нефти, в связи с этим все попытки ОПЕК тщетны. Это доказывает и стабилизация цены барреля на отметке в 55 долларов. Попытка заработать деньги от резкого скачка цен, вот на что похоже и были направлены усилия России и нефтяного картеля. Долгосрочного эффекта ждать не стоит.

Выиграет от такой игры на рынке наверняка Америка, стоит ждать роста производства, ведь для американской экономики цена барреля в коридоре 50-60 долларов уже очень хороший показатель. Быстрая стабилизация цены в этих пределах, скорее приведет к снижению барреля до 40 долларов. Эксперты прогнозируют такую цену уже к июню 2017 года.

Вот тут и стоит ожидать снижения объемов, многим нефтедобытчиком придется свернуть производство, такая цена будет очень далека от показателей рентабельности. Пример снижение добычи почти на 10% в Мексиканском заливе в 2016 году рядом компаний США. Международные эксперты продолжают прогнозировать общую тенденцию к снижению инвестиций в нефтяную отрасль. Дешевая нефть не принесет особой радости в следующем году.

Общая тенденция нефтяного рынка позволяет говорить, что следующий год не принесет глобального увеличения цены на баррель нефти, картина будет схожей со средними показателями 2016 года. Срыв договоренностей внутри ОПЕК, плохая координация между картелем Россией и другими игроками, увеличение сланцевой добычи, вот чего следует ожидать в будущем году. И страны, бюджет которых зависит от нефти, справедливо закладывают цену барреля в размере 40 долларов.


Поделитесь, возможно, вашим друзьям будет интересно: