Белорусское мясо для арабских стран. Как покорить исламские рынки? | 2019-02-12 05:31:46

Центр стандартизации и сертификации OOO «БелХаляль» вошел в реестр органов, аккредитованных при Агентстве по стандартизации и метрологии Объединенных Арабских Эмиратов. Теперь для белорусских предприятий, желающих поставлять продовольствие на рынок ОАЭ, значительно упростилась процедура сертификации их продукции. Отпала необходимость терять средства и время на поездку на Ближний Восток. Все вопросы можно решить, не покидая нашей страны.

Об исламских перспективах белорусских животноводства и мясопереработки мы поговорили с руководителем представительства специализированной компании SDV Consulting Engineers в Беларуси Самиром ШАММАСОМ.

По его словам, общемировой объем продаж товаров и услуг, сертифицированных на соответствие исламским стандартам («Халяль»), составляет более 2 трлн USD, в т.ч. рынок таких продуктов питания – около 700 млрд USD. При этом данный сегмент ежегодно показывает стабильный рост. По оценкам экспертов, объем производства и потребления пищевых продуктов, соответствующих нормам ислама, к 2020 г. должен вырасти более чем вдвое – до 1,5 трлн USD.

Надо – и не надо

– Представьте на минуту следующую картину: вы в некоем помещении, в противоположных сторонах которого – две двери. Одна закрыта, вторая вроде отворена, но постепенно закрывается.

В таком вот помещении оказались белорусские экспортеры мяса: для них сейчас существует, по сути, только одна дверь – рынок РФ, который мало-помалу закрывается. Российские специалисты в открытую говорят: в ближайшие годы они собираются выйти на самообеспечение не только по молоку, но и по мясу. Восточная соседка последовательно движется в этом направлении. Если в 2013 г. Россия импортировала более 3 млн тонн мяса, то в прошлом году – менее 700 тыс. т.

При этом вторую дверь – все остальные рынки – белорусские производители мяса долгое время игнорировали. Отгрузки в Китай только-только начались и пока по причине небольших объемов особо на статистику не влияют. Но, помимо Китая, есть и другие рынки, которые также можно было бы включить в сферу интересов белорусских мясокомбинатов. К примеру, арабские и другие исламские страны, где проживают порядка 600 млн человек и на которые приходится четверть мирового потребления мяса (без учета свинины). Есть резон обратить свой взор на вторую дверь!

Восток открыт белорусским продуктам

Отечественные производители мяс­ной продукции столкнулись с кризисом зависимости от российских потребителей и поведения властей РФ. При этом фон, на котором Беларуси приходится искать выход на новые рынки, изменился за последние 3–5 лет парадоксальным образом.

Сегодня мясо, сертифицированное по стандарту «халяль», поставляют в регионы Ближнего и Среднего Востока все соседи Беларуси – Польша, Литва, Латвия, Украина и даже Россия. А Беларусь, где ВВП и экспорт критично зависят от продовольствия, не экспортирует. Теперь, выходя на исламские рынки с такой же продукцией, белорусы вынуж­дены конкурировать не только с американцами и бразильцами, но и со своими соседями.

Но рынок арабских и других мусульманских стран не просто большой. Он один из самых демократичных в мире – никаких тебе индикативных балансов, никаких квот. Продавай, сколько сможешь. Единственное условие: мясо должно соответствовать исламским стандартам.

При этом мусульманский сертификат признается и в ЕС, и в Китае. Другими словами, если бы усилия белорусов в последние годы были направлены именно на получение «халяля», то с этим сертификатом можно было бы экспортировать продукцию в Европу, Китай, ЕАЭС и США. Это как знак качества, который признан практически всем миром.

Именно с таких двух позиций – «рынок России будет закрываться» (она, в принципе, сама может весь мир накормить, если поставит перед собой такую задачу) и «стандарт «халяль» открывает двери одновременно всех рынков» – и следует рассматривать комплекс мероприятий, необходимых белорусской мясопереработке.

Требования арабов к производству

Процесс сертификации на соответствие исламским стандартам не очень сложный. Особенно для тех предприятий, руководство которых как раз планирует модернизацию своих убойных цехов или строительство новых. В этом случае соответствие исламским стандартам на стоимость проектов вообще никак не повлияет – просто на стадии проектирования необходимо учесть наши требования.

Ведь «халяль» – это, в первую очередь, технология убоя скота, на которую приходится 95% всех меропри­ятий по соответствию требованиям. Еще 5% зависит от кормов, так как различные добавки в виде мясокост­ной муки тоже должны сопровождаться таким же сертификатом, присутствие продуктов свиного происхождения в них исключено. При этом большинство производителей мяса и без того используют халяльные корма, даже не подозревая о том. Поставщиков придется пересматривать лишь в редких случаях.

Но когда считают, что един­ственное требование к мясокомбинату, соответствующему исламским стандартам, – раздельный убой, при котором говядина и свинина нигде не пересекаются, это ошибка. Разделение здесь еще более полное, и оно во всем, начиная с того, что крупный рогатый скот и свиньи не должны соприкасаться на всех этапах, от выращивания и хранения до транспортировки. Обнаружение ДНК свиньи в говядине может закрыть исламские рынки не только для отдельного предприятия, допустившего это, но и для всей страны на срок до пяти лет.

Сам убой скота «халяль» более гуманный. Животное не умирает на глазах у других животных, это происходит в изолированном помещении.

Мы как-то посещали одно из белорусских предприятий, и так получилось, что шел процесс убоя. Смотреть на животных, которые оказались невольными свидетелями процесса, было, мягко говоря, не по себе. Там ужас и паника читалась во всем. Поневоле вспомнишь классика, который сказал: «Если вы думаете, что едите хорошо прожаренный шницель, вы ошибаетесь; на самом деле вы едите сгусток страданий животного».

Как перестроить предприятия?

Технологический уровень мясопереработки в Беларуси крайне разношерстный: от комбинатов с убойными цехами 30-х годов прошлого века до относительно современных, появившихся в по­следнюю пятилетку. Что их объединяет? Ни те, ни другие, как уже было сказано, не имеют сертификата «халяль». И здесь, и там, чтобы его получить, необходимо вмешиваться в технологический процесс.

Сказать конкретно, сколько может стоить внедрение технологий по убою скота по стандартам «халяль», затруднительно. Можно сказать – 2–10 млн EUR, а может, и 100 млн.  И это еще не потолок. Бюджет проекта зависит от того, что придется сделать, в зависимости от планируемых масштабов производства, необходимости модернизации сущест­вующих площадей или строительства новых, выбора оборудования. Конкретика возможна лишь после первоначальной оценки, которая проводится обычно от одной до двух недель. Есть в Беларуси, кстати, и такие предприятия, которым и модернизировать-то особо ничего не надо: достаточно поставить дополнительно ритуальный бокс, и все.

Алгоритм действий во всех случаях несложный. Проводится первоначальный анализ существующих воз­можностей мясопереработчика. По­сле чего готовится технико-экономическое обоснование. Соглашается руководство с предложениями – начинаем работу по сертификации, не соглашается – расходимся, и пред­приятие идет своим путем.

При этом SDV готова предложить и финансовую помощь по схеме экспортного финансирования (до 85% стоимости оборудования). При такой схеме западный банк предоставляет деньги белорусскому банку, а тот финансирует западноевропейского производителя оборудования по заказу белорусского покупателя. Сам кредит предоставляется под 1,0–1,5%, но риски повышают стоимость финансирования до 5–6% годовых. При том, что схема очень выгодна, следует признать, что большинство руководителей предприятий Беларуси панически боятся валютных займов. Но как можно заработать, не вложив?!

В конце концов, надо понимать: если нет сертификата «халяль», с тобой никто из исламских стран переговоры вести не будет. То есть Беларусь пока даже не вступила в диалог с потенциальными покупателями этого колоссального рынка.

Подытоживая, можно сказать: проблема, пожалуй, не в специализированном оборудовании, которого пока нет у белорусских мясопереработчиков (хотя в стране есть птицеводческие предприятия, находящиеся на финальной стадии сертификации по стандартам «халяль»).

Проблема – в головах, в отсутствии желания у многих руководителей предприятий что-то менять. Нужна инициатива. Но, как мне кажется, если ты считаешь, что «халяль» на твоем предприятии нереализуем, значит, ты не на своем месте.

На «Мясном форуме» ко мне подошел один из руководителей предприятий мясопереработки и сказал: «Нам не нужен ваш сертификат, так как заявок от Арабских Эмиратов на такую продукцию к нам не поступало». Это не просто какой-то нонсенс – это вообще за пределами понимания!

Отрадно, что не все такие. В декабре состоялся первый обучающий бизнес-тур по Объединенным Араб­ским Эмиратам для специалистов из Беларуси, которые смогли на месте посмотреть, как этот рынок устроен. Поехали те, кто хочет что-то изменить. Движение началось. Надеюсь, что этот ручеек не только не пересохнет, но превратится в полноводную реку. Уверен: когда Беларусь на практике оценит все плюсы мясного рынка исламского Востока, сама себе (в лице руководителей предприятий) задаст вопрос: «Почему только сейчас?..»


Подробнее на сайте Экономической газеты

Поделитесь, возможно, вашим друзьям будет интересно: