Как идет торговля у ипэшников получивших сертификаты. | 2016-01-29 07:30:29

С начала 2016 года индивидуальным предпринимателям запретили торговлю несертифицированной продукцией. Часть предпринимателей приостановили свою деятельность и стали активно требовать отмены этого нововведения, а другая часть смирилась и приняла новые правила, чтобы продолжить работать.

На примере торгового центра «Импульс» и интервью нескольких работающих там ипэшников, рассмотрим, как изменилось соотношение спроса и предложения на потребительские товары и легко ли торговать по новым правилам.

В «Импульсе» совсем мало покупателей, несмотря на время обеда. Открыто достаточно много точек торговли – примерно каждая третья, в которых сидят скучающие продавцы и приглашают посмотреть товары каждого проходящего мимо.

Молодая девушка, торгующая пальто из России рассказала, как торговать сертифицированной продукцией. Свои товары она покупает у российского предпринимателя, который является первым производителем. Когда вступил в силу новый закон, она попросила у поставщика такие сертификаты. Как оказалось, у него их нет и не было, ведь в России их никто не требует. И чтобы не сворачивать бизнес пришлось самой делать экспертизу для получения необходимых документов в Беларуси.

Экспертиза, естественно не бесплатная, плюс ко всему, нужно отдать в лабораторию несколько экземпляров товара, что также добавляет затраты продавцу. Протокол исследования стоит 1 250 000 руб., и такой протокол должен быть на каждый вид товара, 900 000 руб. – стоимость декларации соответствия, которая выдаётся уже на каждую партию.

Сама процедура сертификации никаких проблем не вызывает, появляются даже специализирующиеся на этом компании, которые предлагают свои услуги и готовы сделать всё «под ключ».

Есть проблемы в других вопросах. Например, делать сертификацию того же пальто на партию в 8–10 штук совершенно невыгодно для каждого предпринимателя. Некоторые рассматривают вариант, когда несколько ИП собираются вместе, чтобы привезти общую партию товара и пройти сертификацию на более выгодных условиях. Но тогда встаёт вопрос об идентичном товаре во многих точках торговли.

Предприниматели рассказывают, что потребителей сертификаты не интересуют, никто не спрашивает, есть ли они. Для людей сейчас на первом месте цена товара, которая часто отталкивает.

Ипэшников огорчает тот факт, что в России и Казахстане нет таких правил, а ведь мы в едином экономическом пространстве. Тогда почему же правила разные? Некоторые предприниматели теперь ездят в Россию на ярмарки, чтобы распродать свой несертифицированный товар.

Среди потребителей бытует мнение, что предприниматели ставят огромную наценку на товары (200–300%), и чтобы вернуть уровень спроса им следует просто снизить эту наценку. Ипэшники же опровергают это мнение. Действительно, до середины девяностых можно было так работать, и многие этим воспользовались. Но сейчас совсем другие реалии: уровень конкуренции и ассортимент многообразны, что не позволяет ставить завышенные цены.

Девушка, торгующая платьями от белорусских производителей, возмущается такому мнению потребителей. Говорит, что она со своего товара процентов 20 получает, остальная выручка идёт на оплату аренды и налоги.

Кстати, проблем с сертификацией белорусского товара нет вообще. По этой причине некоторые предприниматели перешли на продукцию отечественного производства. Но и у нее есть свои минусы. Самый главный недостаток – это довольно высокая закупочная цена. Например, оптовая цена повседневного платья 18$, а по нынешнему курсу это почти 400 000 руб. Выходит, чтобы хоть что-то заработать на каждое платье нужно накинуть 300 000 руб., из которых 150 000 пойдёт на аренду и налоги, а вторая половина – чистый заработок предпринимателя.

С другой стороны, можно предположить, что в связи с отказом некоторых предпринимателей от работы на новых условиях, оставшимся стало выгоднее продавать за счёт снижения конкуренции. Но спрос упал в разы больше, чем конкуренция. Люди стараются сэкономить на всём. Поэтому говорить о высоких заработках предпринимателей не приходится. Девушка, продающая платья радуется, если продаст одно в день, а та, которая продаёт пальто, говорит, что бывает продажа одного пальто в неделю. Покупательская способность снизилась катастрофически.

Второй проблемой белорусской одежды можно назвать довольно узкий ассортимент. Производят, конечно, и платья, и брюки, и костюмы, но модельный ряд оставляет желать лучшего. Хотя качество нашей одежды на высоком уровне, многие россияне активно приобретают белорусский трикотаж.

Что касается проверки сертификатов, то пока массовых рейдов не было. Предприниматели рассчитывают, что всё наладится, белорусские производители товаров начнут работать по принципам рыночной экономики, и самое главное, удастся вернуть высокий покупательский спрос.

Анастасия Кулеш

Поделитесь, возможно, вашим друзьям будет интересно: