Почему Sony, Nokia, Canon платят за фотографов любителей. Как Аркадий Акулов смог заставить крупнейших производителей платить за его учеников?
Бизнесмен делится радостью, Fotoshkola.net с января по август получила более 20000 пользователей, это ровно половина его клиентов привлеченных за все 4 года с момента открытия бизнеса! Это при том, что затраты на привлечение новых клиентов не стоили Акулову почти ни копейки! Мастер классы по обучению фотографии оплачивают компании Canon, Sony и Nokia. В результате такого сотрудничества бизнес Акулова заработал в 2014 году два с половиной миллиона долларов, а в 2013 году почти два миллиона!
Как же удалось привлечь таких гигантов, ведь эти бренды безусловные лидеры в производстве фототехники. С чего такой интерес?
«С раннего детства я интересовался фотоделом. Имел опыт создания интернет портала « Prophotos.». Это даже не первый мой проект. Сначала я делал женский портал «Ameno», после занимался проектом астропрогноза «Astrostar». Оба сайта были коммерчески успешны, я надеялся, что и фото проект быстро раскрутится »- вспоминает Аркадий. Но кризис 2008 года не дал надеждам сбыться. Рекламные бюджеты резко сократились, крупные бренды решили экономить на фоне падающих продаж. Бизнесмен принял решение попробовать открыть проект фотошколы. И вот проданы оба действующих проекта, женский журнал и портал астропрогноза. Выручка от продажи составила почти 1 миллион долларов. Для старта нового бизнеса все было готово.
Но Рынок Москвы уже перенасыщен фотошколами, только в топ сегменте работало 5 крупных школ с именем. Как войти на такой насыщенный рынок и занять свою нишу? Проанализировав предложения конкурентов, Аркадий увидел возможность. Во всех школах предлагали только очное обучение, и для людей, кто не мог совмещать график работы и обучения, возникали сложности. Решение было найдено - открыть фотошколу заочного обучения, с доступом онлайн 24/7 из любой страны.
Промониторив аналогичные проекты, в основном зарубежные, бизнесмен решил взять за основу опыт американской компании Batterphoto.com. «Мне понравилось то, что они предлагают большой выбор потребителям, каждый может выбрать свой курс. Я решил поступить так же. Выбрал аудиторию, на которую буду ориентировать бизнес. Определил, что это будут женщины до 30 лет, активные пользователи соцсетей, так как они активно интересуются фотографией, плюс молодые мамочки которые любят фотографировать своих детей» - рассказывает Акулов.
Разработка системы, содержание для 12 обучающих курсов (детское фото, портрет, основной курс и другие), прочие расходы отняли почти 80% от имевшегося для стартапа миллиона. Итак, вот и открытие. 2010 год, июль , день рождения Fotoshkola.net Сначала в школе работал единственный сотрудник, занимался оценкой полученных на сайт фотографий, корректировкой и обучением. По окончании первых двух месяцев преподаватель утонул в потоке информации, количество учеников перевалило за 200 человек. Привлекли звездного фотографа в помощь. Опыт не удался. Гонорар был слишком велик, а отдачи не было. Акулов решил привлекать фотографов с именем, но из регионов, не менее профессиональных , но просивших гонорар в разы меньше московских.
По итогам 2011 года фотошкола, в штате которой было 7 преподавателей, реализовывала почти 800 курсов ежемесячно. Оборот компании составил $700 000. Услуги Fotoshkola.net продвигали в соцсетях, посредством контекстной рекламы и в тематических форумах.
В лице венчурной компании «Bright Capital» был найден инвест партнёр, вложивший в бизнес 5 миллионов долларов. «Нам важен потенциальный рост компании. Если мы видим потенциал, видим, что команда проекта может решать проблемы, быстро реагировать и находить выход из проблемной ситуации, то нам становится интересно. Мы готовы вкладывать в такой бизнес. Fotoshkola.net именно такая компнаия» — рассказал представитель «Bright Capital» Андрей Малафеев
Чуть меньше года ушло на то, чтобы компания стала прибыльной, а число учеников школы перевалило уже за 30000! Даже конкуренты отдают должное проекту. «До этого не было ни одной компании с таким успехом в специализированном онлайн образовании в России»- сообщил в интервью г-н Лурье, руководитель компании «Photoplay». Однако 2013 год внес коррективы. Рынок фотокамер сжался, смартфоны, и другие гаджеты с фото отняли часть рынка. Данные компании «Gfk» показывают, что спрос на фотоаппараты упал на 30% в сравнении с аналогичным периодом прошедшего года.
«Мы напрямую зависим от уровня продаж фотоаппаратов. В 2013 мы набрали почти 10 тысяч студентов, но из-за падения продаж фотоаппаратов ожидать роста ближайшей перспективе мы не могли. Стали думать, как жить дальше. Создали совместный проект с сетью рителера «Связной», назвав «Фотошкола рекомендует». Торговая сеть «Связной» рекламировал технику на нашем портале, а мы давали дисконт на курсы, если покупалась акционная модель», — делится опытом бизнесмен.
Далее Акулов решает попытаться выйти на производителей напрямую. «Мы начали переговоры с Fotoshkola.net еще в 2013 году. Изучали рынок, продумывали, как интегрироваться в новые условия рынка. Фотошколы нас заинтересовали. Особенно фотошкола Акулова» - вспоминает Алла Туровская, руководитель департамента маркетинга «Canon Россия». Это же направление рассматривали и в компании Sony, и предложение Fotoshkola.net оказалось очень своевременным. «Теперь мы делаем совместные курсы для обучения клиентов, для каждой модели. В упаковке фотоаппарата лежит промо код для доступа к курсу обучение в фотошколе»- рассказывает Кирилл Зотов, маркетолог компании CJCS Sony Electronics
Партнёрство работает по такой схеме: ритейлеры «МВидео» и «Связной» получают от производителей фотоаппараты по сниженной стоимости, в упаковке которых скидочные купоны фотошколы.
В итоге школа получает оплату от вендора, а не напрямую от ученика. Стандартная плата за курсы составляет от 1000 до 4000, а какова стоимость для вендора это коммерческая тайна.
Сайт фотошколы тоже занимается реализацией фотокамер. В качестве бонуса предоставляется курс обучения работе на приобретаемой модели. Каждая акция длительностью до 4 дней, продает почти 1500 курсов, почти 3000 курсов продаются через промо коды полученные при покупке фототехники. Благодаря партнерам производителям бизнесмен надеется выйти на рынок США. Попытка 2012 года выйти на американский рынок не привела к успеху.
«Почему мы не сможем повторить успех в США? В России в 9 из 10 упаковок Canon наш обучающий курс. Все вполне может получиться и в штатах» - отмечает бизнесмен с улыбкой.
Поделитесь, возможно, вашим друзьям будет интересно: