Дмитрий, прежде чем мы перейдем к обсуждению самого проекта,
расскажите немного о себе. Чем занимались до «Игры цен»? Где работали,
на кого учились? Нам интересно все!
Учился в нархозе (прим. ред. нынешний БГЭУ) на факультете
банковского дела. Приглянулся одной коммерческой структуре и по
окончании обучения пошел туда на работу. Круг моих обязанностей был
довольно широк: я занимался бизнес-моделированием, вопросами
финансирования, привлечением ресурсов из-за рубежа.. Со временем в этой
структуре мной было организовано IT-подразделение, с работой которого у
руководства были связаны определенные надежды, но грянул кризис
2008-2009 годов, и данное подразделение было расформировано. В итоге все
люди, на которых я делал ставку и которых принимал на работу, оказались
не у дел. Я, исходя из собственных соображений, предпочел уйти вместе с
ними. Все-таки люди ? это люди; деньги вторичны сами по себе.
Получается, вы бросили довольно «сладкое» место и ушли в «никуда»?
Фактически, так оно и произошло. Но мы продолжили работу над теми
идеями, которые совместно придумали. В частности, мы вместе работали над
разработкой геоинформационных систем. Чтобы было понятно для всех, я
имею в виду онлайн-карты. На тот момент ни у Google, ни у Яндекса ничего
подобного не было, и все, кто слышал о подобном проекте, недоумевали:
зачем это нужно, если есть CityInfo? Мы первыми в Беларуси сделали
панорамные изображения улиц Минска, разработали технологию съемки
подобных панорам в промышленном масштабе, но из-за тяжелой экономической
ситуации пришлось искать помощи извне. Так состоялся диалог с
«Интерфакс-Запад», которому оказалось интересно данное направление.
К чему привели переговоры с информационным агентством?
На базе «Интерфакса» была продолжена наша работа над тем проектом,
который мы несколько месяцев создавали самостоятельно, и через какое-то
время был разработан «движок», создана оболочка. В общем, был полностью
создан каркас проекта http://maps.interfax.by. Потом мы решили стать
независимыми людьми, и с той поры начались самостоятельные шаги, которые
привели к тому, что есть в активе сейчас.
А что было дальше?
Одно время делали панорамные съемки Минска для Яндекса, потом
состоялось знакомство с компанией «М25», с которой мы совместно
реализовали проект «Мисс Байнет». Сейчас этот конкурс уже проводится
второй раз. Мы технически реализовали весь проект и внедрили систему,
которая исключает влияние сторонних людей на итоги конкурса. Она успешно
работает до сих пор.
Как вообще обстоят дела с генерированием новых идей?
Идеи генерили, генерим и будем генерить (смеется). Вообще, наш
основной рабочий инструмент ? это большая настенная доска, у которой и
проводится основное время. Ведь технически реализовать идею любой
сложности при достаточном количестве опыта совсем не трудно. Основной
вопрос ?как не ошибиться в самой идее. Замыслов много, но так как это
все относится к сфере новых технологий, я не могу более подробно
рассказывать о них. Единственное, что могу сказать: мы работаем по
принципу «новое интересно всем, а лучшее ? единицам». Поэтому мы не
занимаемся копированием уже существующих проектов, создаем новое, чего,
по сути, еще не было.
И как белорусы воспринимают инновации?
Здесь есть определенные различия между западным потребителем и нашим.
И если от первого ты получаешь более быструю ответную реакцию, то
белорус будет долго наблюдать, созревать, оценивать. Важный момент ?
доверие. И чтобы его заслужить, мы делаем все.
Так может быть и стоит работать именно на Запад? Опять же ? приток валюты...
Этим занимаются, к примеру, компании в составе Парка высоких
технологий. При этом в стране вырисовывается весьма интересная ситуация:
специалистов имеется в достатке, но внутренние проекты, нацеленные на
белорусского потребителя, не развиваются. Проще ведь работать на
западного заказчика, который более платежеспособен, чем работать на
белорусского клиента, который приходит в ужас от озвученных цифр за
работу. В итоге имеем поговорку «сапожник без сапог». Вот эту свободную
белорусскую нишу мы и решили занять.
Следует ли относить вашу компанию к сфере IT?
Если вы имеете в виду программирование кода и подобное, то скорее
нет. Мы не создаем чисто виртуальные вещи, которые невозможно применить в
реальной жизни. Нам интересны стыковые проекты, совмещающие в себе
онлайн и офлайн. «Игра цен» ? проект, идеально вписывающийся в эту
модель.
Этот сервис уже вышел на окупаемость?
Нет. Мы работаем всего несколько месяцев, и сейчас еще не время
говорить о каких-то финансовых результатах. Поймите, мы сделали
абсолютно новый сервис, можно сказать, перевернули вверх ногами
интернет-торговлю. Представьте, что все привыкли к тому, что машина
ездит на четырех колесах, а мы говорим, что она может ездить на трех, и
при этом данная модификация экономичнее, дешевле и удобнее. Это я к
тому, что нужно время для получения ощутимого результата.
Опишите своими словами уникальность данного сервиса.
Все очень просто: мы собираем заказы от покупателей, при этом
позволяя магазинам делать бо?льший оборот за счет снижения цен на
единичных товарах. В итоге магазины могут видеть целый ряд желаний
покупателей и сделать для них специальную цену. При этом мы не являемся
заменой торговых площадок. Почему? Потому что модель нашего проекта
кардинально отличается от существующих наличием сроков, возможностью
играть ценой в двустороннем порядке, анонимностью…
Если копнуть в миссию проекта немножко глубже — это постоянная настройка диалога между магазином и покупателем.
— Насколько интересно магазинам вообще с вами работать?
— Магазины уже сейчас проявляют интерес. И я объясню почему: сегодня
торговые площадки, в основном, представляют собой определенную площадь,
которую магазины арендуют и выставляют свой товар. По сути — витрина. В
итоге, магазин должен продвигать свои товары, рекламировать, следить за
отзывами и так далее. При этом подобные платежи почти никогда не зависят
от объемов продаж магазина. Ко всему прочему, такие продажи часто
обрастают необъективной информацией вокруг магазина и его репутации.
Мы же построили математическую систему, где каждая из сторон,
во-первых, защищена, во-вторых, связана обязательствами перед
оппонентом. При невыполнении обязательств контрагент попросту выпадает
из этой системы. Система замкнута сама на себе, и в этом ее прелесть.
Получается этакий уникальный механизм покупок, который выгоден всем
сторонам. А что касается оплаты за использование нашей системы, то это
всего лишь 1% от суммы проданных посредством проекта товаров.
Использование системы без фактов продаж — абсолютно бесплатно.
— Насколько я понял, аналогов данного сервиса в мире не существует?
— Мы пробовали найти что-то подобное, но не нашли. На западе нет
подобных проектов, но там и нет такой деформации цены на некоторые виды
товаров.
— Привлекались ли сторонние инвестиции на запуск данного сервиса?
— Нет, все полностью осуществляется только на собственные средства, без
всяких посторонних вливаний. На сегодняшний день мы оцениваем интерес к
данному проекту. Сейчас с нами работают те магазины, руководство
которых понимает банальное правило торговли: оборачиваемость средств
важнее высокой рентабельности отдельных позиций.
Дмитрий Климович
Поделитесь, возможно, вашим друзьям будет интересно: