Совладелец проекта «Игра цен»: «Мы перевернули вверх ногами интернет-торговлю» | 2015-01-22 11:35:30

Дмитрий, прежде чем мы перейдем к обсуждению самого проекта, расскажите немного о себе. Чем занимались до «Игры цен»? Где работали, на кого учились? Нам интересно все!

Учился в нархозе (прим. ред. нынешний БГЭУ) на факультете банковского дела. Приглянулся одной коммерческой структуре и по окончании обучения пошел туда на работу. Круг моих обязанностей был довольно широк: я занимался бизнес-моделированием, вопросами финансирования, привлечением ресурсов из-за рубежа.. Со временем в этой структуре мной было организовано IT-подразделение, с работой которого у руководства были связаны определенные надежды, но грянул кризис 2008-2009 годов, и данное подразделение было расформировано. В итоге все люди, на которых я делал ставку и которых принимал на работу, оказались не у дел. Я, исходя из собственных соображений, предпочел уйти вместе с ними. Все-таки люди ? это люди; деньги вторичны сами по себе. 
 
Получается, вы бросили довольно «сладкое» место и ушли в «никуда»?
 
Фактически, так оно и произошло. Но мы продолжили работу над теми идеями, которые совместно придумали. В частности, мы вместе работали над разработкой геоинформационных систем. Чтобы было понятно для всех, я имею в виду онлайн-карты. На тот момент ни у Google, ни у Яндекса ничего подобного не было, и все, кто слышал о подобном проекте, недоумевали: зачем это нужно, если есть CityInfo? Мы первыми в Беларуси сделали панорамные изображения улиц Минска, разработали технологию съемки подобных панорам в промышленном масштабе, но из-за тяжелой экономической ситуации пришлось искать помощи извне. Так состоялся диалог с «Интерфакс-Запад», которому оказалось интересно данное направление. 
 
К чему привели переговоры с информационным агентством?

На базе «Интерфакса» была продолжена наша работа над тем проектом, который мы несколько месяцев создавали самостоятельно, и через какое-то время был разработан «движок», создана оболочка. В общем, был полностью создан каркас проекта http://maps.interfax.by. Потом мы решили стать независимыми людьми, и с той поры начались самостоятельные шаги, которые привели к тому, что есть в активе сейчас.
 
А что было дальше?

Одно время делали панорамные съемки Минска для Яндекса, потом состоялось знакомство с компанией «М25», с которой мы совместно реализовали проект «Мисс Байнет». Сейчас этот конкурс уже проводится второй раз. Мы технически реализовали весь проект и внедрили систему, которая исключает влияние сторонних людей на итоги конкурса. Она успешно работает до сих пор. 
 
Как вообще обстоят дела с генерированием новых идей?

Идеи генерили, генерим и будем генерить (смеется). Вообще, наш основной рабочий инструмент ? это большая настенная доска, у которой и проводится основное время. Ведь технически реализовать идею любой сложности при достаточном количестве опыта совсем не трудно. Основной вопрос ?как не ошибиться в самой идее. Замыслов много, но так как это все относится к сфере новых технологий, я не могу более подробно рассказывать о них. Единственное, что могу сказать: мы работаем по принципу «новое интересно всем, а лучшее ? единицам». Поэтому мы не занимаемся копированием уже существующих проектов, создаем новое, чего, по сути, еще не было. 
 
И как белорусы воспринимают инновации?

Здесь есть определенные различия между западным потребителем и нашим. И если от первого ты получаешь более быструю ответную реакцию, то белорус будет долго наблюдать, созревать, оценивать. Важный момент ? доверие. И чтобы его заслужить, мы делаем все.
 
Так может быть и стоит работать именно на Запад? Опять же ? приток валюты... 

Этим занимаются, к примеру, компании в составе Парка высоких технологий. При этом в стране вырисовывается весьма интересная ситуация: специалистов имеется в достатке, но внутренние проекты, нацеленные на белорусского потребителя, не развиваются. Проще ведь работать на западного заказчика, который более платежеспособен, чем работать на белорусского клиента, который приходит в ужас от озвученных цифр за работу. В итоге имеем поговорку «сапожник без сапог». Вот эту свободную белорусскую нишу мы и решили занять.
 
Следует ли относить вашу компанию к сфере IT?

Если вы имеете в виду программирование кода и подобное, то скорее нет. Мы не создаем чисто виртуальные вещи, которые невозможно применить в реальной жизни. Нам интересны стыковые проекты, совмещающие в себе онлайн и офлайн. «Игра цен» ? проект, идеально вписывающийся в эту модель.
 
Этот сервис уже вышел на окупаемость?

Нет. Мы работаем всего несколько месяцев, и сейчас еще не время говорить о каких-то финансовых результатах. Поймите, мы сделали абсолютно новый сервис, можно сказать, перевернули вверх ногами интернет-торговлю. Представьте, что все привыкли к тому, что машина ездит на четырех колесах, а мы говорим, что она может ездить на трех, и при этом данная модификация экономичнее, дешевле и удобнее. Это я к тому, что нужно время для получения ощутимого результата.
 
Опишите своими словами уникальность данного сервиса.

Все очень просто: мы собираем заказы от покупателей, при этом позволяя магазинам делать бо?льший оборот за счет снижения цен на единичных товарах. В итоге магазины могут видеть целый ряд желаний покупателей и сделать для них специальную цену. При этом мы не являемся заменой торговых площадок. Почему? Потому что модель нашего проекта кардинально отличается от существующих наличием сроков, возможностью играть ценой в двустороннем порядке, анонимностью…
 
Если копнуть в миссию проекта немножко глубже — это постоянная настройка диалога между магазином и покупателем.
 
— Насколько интересно магазинам вообще с вами работать?
— Магазины уже сейчас проявляют интерес. И я объясню почему: сегодня торговые площадки, в основном, представляют собой определенную площадь, которую магазины арендуют и выставляют свой товар. По сути — витрина. В итоге, магазин должен продвигать свои товары, рекламировать, следить за отзывами и так далее. При этом подобные платежи почти никогда не зависят от объемов продаж магазина. Ко всему прочему, такие продажи часто обрастают необъективной информацией вокруг магазина и его репутации. 
 
Мы же построили математическую систему, где каждая из сторон, во-первых, защищена, во-вторых, связана обязательствами перед оппонентом. При невыполнении обязательств контрагент попросту выпадает из этой системы. Система замкнута сама на себе, и в этом ее прелесть. Получается этакий уникальный механизм покупок, который выгоден всем сторонам. А что касается оплаты за использование нашей системы, то это всего лишь 1% от суммы проданных посредством проекта товаров. Использование системы без фактов продаж — абсолютно бесплатно.
 
— Насколько я понял, аналогов данного сервиса в мире не существует?
— Мы пробовали найти что-то подобное, но не нашли. На западе нет подобных проектов, но там и нет такой деформации цены на некоторые виды товаров. 
 
— Привлекались ли сторонние инвестиции на запуск данного сервиса?
— Нет, все полностью осуществляется только на собственные средства, без всяких посторонних вливаний. На сегодняшний день мы оцениваем интерес к данному проекту. Сейчас с нами работают те магазины, руководство которых понимает банальное правило торговли: оборачиваемость средств важнее высокой рентабельности отдельных позиций.
Дмитрий Климович

Поделитесь, возможно, вашим друзьям будет интересно: